Рекомендации родителям по развитию речи 3-4 лет
Если вы хотите развить
речь своего ребёнка, обязательно играйте с ним в различные речевые игры. Вам
они могут показаться слишком простыми, а для вашего ребёнка это сложный
процесс. В 3-х летнем возрасте следует отучать ребёнка пользоваться «детскими»
словами – «мяу», «му», заменяя их обычными – кошка, корова и т. п., однословные
предложения заменять более сложными , помогать малышу вместо жестов
пользоваться словами.
1) подражать детским потешкам типа « гуси- гуси»
2) «Поезд»- как стучат колёса, «тук-тук».
3) «Барабанщик»- маршируя или стоя, ребёнок
либо имитирует, либо бьёт в барабан и произносит : «ба, ба, ба»
Уже в этот период следует развивать у ребёнка
силу и гибкость голоса: одни слоги произносить громче, другие- тише, одни-
медленнее, другие – скорее. Повышение и понижение голоса следует связывать с
содержанием произносимого слова; например:
«крикнул», «тихо
сказал», «прошептал», «убежал», «медленно пошёл» и т.п.
Развитие дыхания и голоса.
Для развития правильного речевого дыхания
полезно проводить ежедневно (от 2-6 минут) следующие упражнения.
1) дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать
их по столу ; пускать в тазу уток,
лебедей, лодки, кораблики; приводить в движение крылья мельницы; сдувать
тычинки с созревших одуванчиков; играть на детских духовых инструментах.
2) дуть на привязанные к натянутой нитке
комки ваты, лёгких бумажных птичек.;
3) сдувать со стола, с руки снежинки из
бумаги.
4) надувать резиновые игрушки;
5) дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке;
6) играть в мыльные пузыри.
Читая детям сказку,
стишки, взрослый должен сам соблюдать правильное спокойное дыхание: перед
каждой фразой (она не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3-5
для 3-4 лет, 4-6 для более старших)
Ребёнку 3-5 лет полезны
игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом.
Ещё до анализа звуков
речи следует приучать ребёнка по слуху различать разные звуки( карканье вороны,
кукование кукушки, пение жаворонка, петуха, и т. п.)
С 3-х лет можно
попробовать задавать ребёнку следующие вопросы « Что он слышит в начале слова
АУ, какой звук»
Очень полезны для
развития речи прослушивания сказок, народных песен и.т.п.
Необходимо помнить, что
всякое занятие должно приносить ребенку только положительные эмоции , ни в коем случае нельзя заставлять
ребёнка , любое , даже незначительное, проявление интереса ребёнка к речевым
занятиям должно подкрепляться похвалой!
Развитие
речи детей 3-4 лет
В младшем дошкольном
возрасте дети становятся более самостоятельными, активными в семье и детском саду. Круг
общения расширяется, дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они принимают
посильное участие в хозяйственно-бытовом труде, проявляют интерес к физическим упражнениям,
рисованию, лепке, аппликации и другим занятиям. Ведущим видом деятельности
становится игра. В ней
дети используют как различные игрушки, так и предметы
-заменители: карандаш
превращается в указку, термометр; стул
становится машиной,
кораблем. Сюжеты игр просты
—с одной, двумя ролями.
Участие ребят в
различных играх требует достаточно развитой речи, умения
устанавливать
простейшие связи между предметами, явлениями, делать
элементарные обобщения.
Разнообразное речевое
общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые:
это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки
действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым
следует учитывать, что дети
в этом возрасте легко
запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их
манеру говорить,
копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и
культуру общения.
Интерес к ближайшему
окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение
ориентировки в
пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями
природы способствуют умственному развитию ребенка и практическому овладению
языком.
Дети трех лет способны
внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием
событий, а также слушать
песни, музыку, замечать изменения в звучании музыки, давать
эмоциональный отклик на
художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок делится
своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь активно
используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами.
Младший дошкольный
возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой
активностью. Словарный
запас младшего дошкольника зависит от
условий жизни,
воспитания, состояния
здоровья, общего развития и составляет 1
—
2 тысячи слов.
Иногда взрослые
недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с
ним, не поддерживают
обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращат
ься к близким, остается
предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается наего речевом развитии.
Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей.
В возрасте 3—4 лет дети
особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной
языка означает
научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши
пытаются подражать
правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Так,
трудные для
произношения звуки заменяются более доступными и
легкими: [р] на [л],
[ш] на [с], [ж]
на [з] отмечаются и
другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зяйка»
вместо «зайка»).
В результате дети
затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают
отдельные
звуки,переставляют слоги, укорачивают слова. Например:
«лисапет»
—
велосипед,
«пигин»
—
пингвин, «тевелизол»
—
телевизор, «мисанел»
—
милиционер, «кафета»
—
конфета.
Голосовой аппарат
ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются
различными интонациями.
Четвертый год жизни
отмечается новыми достижениями в развитии ребенка.
Дети свободно и часто
вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе,
высказывают простейшие
суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В
этот период могут быть
резкие индивидуальные различия в развитии речи детей.
Комментарии
Отправить комментарий