Рекомендации  родителям по развитию речи 3-4 лет
Если вы хотите развить речь своего ребёнка, обязательно играйте с ним в различные речевые игры. Вам они могут показаться слишком простыми, а для вашего ребёнка это сложный процесс. В 3-х летнем возрасте следует отучать ребёнка пользоваться «детскими» словами – «мяу», «му», заменяя их обычными – кошка, корова и т. п., однословные предложения заменять более сложными , помогать малышу вместо жестов пользоваться словами.


1)      подражать детским потешкам типа  « гуси- гуси»

2)      «Поезд»- как стучат колёса, «тук-тук».

3)      «Барабанщик»- маршируя или стоя, ребёнок либо имитирует, либо бьёт в барабан и произносит : «ба, ба, ба»

  Уже в этот период следует развивать у ребёнка силу и гибкость голоса: одни слоги произносить громче, другие- тише, одни- медленнее, другие – скорее. Повышение и понижение голоса следует связывать с содержанием произносимого слова; например:

«крикнул», «тихо сказал», «прошептал», «убежал», «медленно пошёл» и т.п.

 Развитие дыхания и голоса.

 Для развития правильного речевого дыхания полезно проводить ежедневно (от 2-6 минут) следующие упражнения.

1)      дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их  по столу ; пускать в тазу уток, лебедей, лодки, кораблики; приводить в движение крылья мельницы; сдувать тычинки с созревших одуванчиков; играть на детских духовых инструментах.

2)      дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, лёгких бумажных птичек.;

3)      сдувать со стола, с руки снежинки из бумаги.

4)      надувать резиновые игрушки;

5)      дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке;

6)      играть в мыльные пузыри.

Читая детям сказку, стишки, взрослый должен сам соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4 лет, 4-6  для более старших)

Ребёнку 3-5 лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом.

Ещё до анализа звуков речи следует приучать ребёнка по слуху различать разные звуки( карканье вороны, кукование кукушки, пение жаворонка, петуха, и т. п.)

С 3-х лет можно попробовать задавать ребёнку следующие вопросы « Что он слышит в начале слова АУ, какой звук»

Очень полезны для развития речи прослушивания сказок, народных песен и.т.п.
Необходимо помнить, что всякое занятие должно приносить ребенку только положительные  эмоции , ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка , любое , даже незначительное, проявление интереса ребёнка к речевым занятиям должно подкрепляться похвалой!
Развитие речи детей 3-4 лет
В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они принимают посильное участие в хозяйственно-бытовом труде, проявляют интерес к физическим упражнениям, рисованию, лепке, аппликации и другим занятиям. Ведущим видом деятельности
становится игра. В ней дети используют как различные игрушки, так и предметы
-заменители: карандаш превращается в указку, термометр; стул
становится машиной, кораблем. Сюжеты игр просты
—с одной, двумя ролями.
Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи, умения
устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями, делать
элементарные обобщения.
Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети
в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их
манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и
культуру общения.
Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение
ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребенка и практическому овладению
языком.
Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием
событий, а также слушать песни, музыку, замечать изменения в звучании музыки, давать
эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами.
Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой
активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от
условий жизни,
воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1
2 тысячи слов.
Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с
ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращат
ься к близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается наего речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей.
В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной
языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши
пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Так,
трудные для произношения звуки заменяются более доступными и
легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж]
на [з] отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зяйка»
вместо «зайка»).
В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают
отдельные звуки,переставляют слоги, укорачивают слова. Например: 
«лисапет»
велосипед,
«пигин»
— 
пингвин, «тевелизол»
телевизор, «мисанел»
милиционер, «кафета»
конфета.
Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются
различными интонациями.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка.
Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе,
высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В

этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. 

Комментарии